пятница

Кармен-сюита

В искусстве балета неизменным остается приверженность хореографов и композиторов к любовной теме. Ведь только такой мотив дает полную свободу для действий, а разнообразие чувств отражается в танце и создает особый драматизм, а иногда и трагизм, так любимый зрителем. Прекрасным балетом середины XX века стало произведение «Кармен». Прекрасная девушка Кармен изначально появилась в литературном произведении Проспера Мериме. Затем на основе рассказа была создана опера, музыку к которой написал Жорж Бизе. Восхищение, созданным еще Мериме, образом непокорной девушки, которая ищет свою любовь, но от безысходности лишает себя жизни, покорило многих людей. Эту тему поднимает в своих произведениях и Александр Блок, прибавляя еще больше трагизма сюжету за счет поэтической выразительности. Поэтому неслучайно ставший таким популярным сюжет решено использовать и в балете.

Сложность такой постановки заключалась только в том, что всю эмоциональность и чувственность Кармен, выраженной в словах и пении, танцовщикам необходимо было рассказать, используя только язык своего тела. Поэтому важным звеном в балете «Кармен-сюита» стала музыка. Создатели балета, среди которых была и Майя Плисецкая, опирались на оперный вариант. Ведь музыка Жоржа Бизе стала символом этого произведения и легко узнавалась зрителем. Однако и музыку, написанную к опере, нужно было переложить на балет. Сделать аранжировку взялся Родион Щедрин, а хореографией танцоров занимался Валентин Елизарьев. И вскоре появился балет, который менее чем за час рассказал всю трагедию жизни молодой девушки Кармен, сыграла которую балерина Майя Плисецкая. Для того, чтобы наполнить балетный спектакль особым содержанием, постановщикам пришлось отказаться от обширного повествования, а сконцентрировать внимание только на основной сюжетной линии. Кроме того, важную роль должна была играть музыка, которая призвана заменить не только голосовое сопровождение, но и полноценно дополнить балетный танец. Балет «Кармен-сюита» больше места отводит внутренним переживаниям девушки, и практически полностью отметаются другие линии. Таким образом, «Кармен-сюита» стала новой интерпретацией давно известного произведения.

Комментариев нет: