пятница

Музыка в балете

Современное искусство балета объединяет в себе несколько значимых составляющих, которые в целом должны создать неповторимый образ действа. Главное в балете, конечно же, профессиональный танец, а также пантомима, с помощью которой выражаются многие эмоции и чувства. Однако и музыка занимает не последнее место. Музыкальное сопровождение добавляет определенный драматизм и позволяет руководить сюжетом балетного представления.

Однако не всегда музыка в балете занимала значимое место. Когда балетные постановки были еще частью оперного действа, то главная роль отводилась музыке и пению артистов, но совсем не обращалось внимания на искусный танец. При отделении балета в отдельный вид искусства, музыка в нем не имела каких-либо определенных функций. Балет при дворе французского короля ничем не отличался от обыкновенного танца под музыку. Позднее, когда балет становится прерогативой профессионалов, музыка приобретает свойства простого аккомпанемента. Она не несет смысловой и драматургической нагрузке и не влияет на восприятие балетной постановки.

Балет XVII – XVIII века по большому счету состоит из отдельных танцев, которые никак не связаны друг с другом, а значит, все представление сопровождают разнообразные музыкальные композиции. И только гораздо позднее балетный спектакль приобретает законченность и гармоничность. А, следовательно, возрастают требования и к музыкальному сопровождению. В XIX – XX веках многие композиторы сочиняют музыку к определенным балетам, что вносит своеобразную симфоничность в общее восприятие. Музыка не только является ритмом для танцоров, она несет драматическое значение и становится частью действия. С этого времени музыка неразрывно связана с сюжетом, она является его сопровождением и чередование темпа и звука музыки всегда говорит о каких-либо определенных действиях или фабульных моментах представления.

Настоящим реформатором балетного искусства стал Петр Чайковский, который объединил музыку, танец и эмоциональность пантомимы в балете. Музыка придает единство и неразрывность всему балету. Традиционно разделяют музыку, которая сопровождает танец, и музыку, которая характеризует пантомиму. Музыка для танца своей целью ставит создать определенный ритм, тем самым, облегчить движение актера. Музыка для пантомимы более демократична, однако она становится основой драматизма героя. В зависимости от балетной постановки, может использоваться и фольклорные мотивы в музыке.

Балет в эпоху модерна переживает значительные изменения. Касаются они и музыки. Если ранее музыка объединяла все элементы балета в единое целое, то сейчас музыка – это набор отдельных частей, построенных друг за другом в музыкальном произведении.

Несмотря на все изменения, музыка, как и прежде, остается составной частью балета.

Комментариев нет: